ВАСИЛИЙ КАЛАБИН
10 элементов качественного раскрытия ESG-информации
Несколько идей, как повысить качество вашей отчетности по вопросам экологии, общества и управления, которые сейчас очень востребованы
Компании сталкиваются с растущими ожиданиями заинтересованных сторон, требующих активного управления ESG-рисками и возможностями в рамках корпоративной стратегии бизнеса и рассказа об этом в отчетности.
Внимание к экологическим, социальным и управленческим вопросам (ESG) становится важным фактором движения капитала на глобальных финансовых рынках. Этот тренд поддерживается регуляторами, которые вводят все новые требования, и институциональными инвесторами и кредиторами, которые используют ESG-критерии в своих моделях оценки бизнеса.

Однако важной проблемой для всех участников рынка остается недостаток качественной информации по ESG-вопросам. Многие показатели недоступны, потому что бизнес их не собирает или не раскрывает, или приводятся в формате, трудном для сопоставления и анализа. Поэтому бизнес ощущает все большее давление не только в плане внедрения ESG-принципов в свою деятельность, но и в области раскрытия информации.

Многие компании вместе с тем не раскрывают информацию по экологическим, социальным и управленческим вопросам не потому, что не хотят, а потому, что не уверены в том, как лучше это сделать. Пока не существует общепринятых стандартов и требований к презентации данной информации. Поэтому мы подготовили несколько советов по ESG-раскрытиям, которые могут вам помочь.
1
Определите самое важное
Если брать социальные и экологические темы, то они включают крайне широкий список вопросов, многие из которых могут не быть так уж актуальны для компании. Применение принципа существенности сегодня является важным для всех типов корпоративных отчетов. Вам нужно определить, какие темы и вопросы наиболее актуальны для компании, – на основе этого анализа будет строиться и стратегия бизнеса в области ESG и раскрытие информации. Выбрать самое важное нужно с учетом степени влияния Компании на различные заинтересованные стороны, и для этого стоит также выслушать их собственное мнение.
При раскрытии ESG-информации нужно рассказать о том, как компания применила принцип существенности, выбрала самое важное, и как провела взаимодействие с заинтересованными сторонами.
Василий Калабин
Василий Калабин
Научный руководитель проектов Рейтингового агентства "QRA"
2
Используйте релевантные международные стандарты, руководства или требования
Единых правил все еще нет. Однако есть широко используемые стандарты, помогающие раскрывать ESG-информацию. Их использование сделает ваши данные сопоставимыми с другими компаниями, и, тем самым, ценными для пользователей (например, инвесторов). Кроме того, зачастую это пошаговое руководство, которое поможет вашим сотрудникам раскрыть нужную информацию. Выбрать стандарты нужно с учетом потенциальной аудитории отчета. В Европе и во многом на постсоветском пространстве набрали популярность GRI Standards. В США более популярны SASB Standards. Можно также обратить внимание на то, какие индикаторы необходимы для вхождения в Dow Jones Sustainability Indices (DJSI). Многие фондовые биржи также будут иметь свои требования к раскрытию ESG-информации, которыми можно руководствоваться.
ESG
3
Покажите приверженность Целям устойчивого развития ООН
В 2015 году на саммите ООН были провозглашены 17 глобальных целей устойчивого развития. Бизнес по всему миру сегодня отчитывается о своей работе по данным целям, и у вас есть возможность показать приверженность Компании одной из самых важных глобальных инициатив. Компании требуется выбрать из 17-ти те цели, по которым ее вклад может быть наиболее значительным (с учетом ее профиля деятельности), затем по каждой цели выбрать конкретные задачи, установить конкретные индикаторы для Компании (по которым будет измеряться прогресс) и рассказать об этом в отчете. Помимо заявления о присоединении к инициативе, полезным будет, например, привести в отчете сводную таблицу, в которой будут указаны выбранные цели и задачи, и отмечено, на каких страницах отчета можно прочитать о проделанной Компанией работе по каждой задаче.
4
Расскажите о влиянии климатических изменений на бизнес
Инвесторы и представители бизнеса все чаще замечают, что климатические изменения становятся реальным риском, оказывающим влияние на бизнес и его цепочку поставок. От Компании ожидают, что она сможет рассказать о том, как конкретно изменения климата отражаются именно на ее деятельности, и что она делает в своем стремлении поддержать движение к низко-углеродной экономике. Для раскрытия такой информации чаще всего используется руководство TCFD (Task Force on Climate-related Financial Disclosures), которое помогает раскрывать финансовую информацию, связанную с рисками изменения климата. Можно использовать их Рекомендации. В 2019 году появилось также Руководство Европейской Комиссии по раскрытию информации, связанной с климатическими изменениями. Оно включает некоторые положения TCFD в части финансовых раскрытий, но дополняет их и рядом более общих вопросов.
5
Расскажите о роли менеджмента
В аббревиатуре ESG «G» - это не просто корпоративное управление. Речь скорее идет о том, как в корпоративное управление интегрированы вопросы устойчивого развития (социальные и экологические темы). Важно показать, кто в компании принимает решения в области устойчивого развития и осуществляет надзор, как менеджмент взаимодействует с заинтересованными сторонами и как учитывает их интересы в своей работе, каковы подходы компании к управлению этой сферой и как осуществляется оценка результатов и т.п. IFC - признанные эксперты в области корпоративного управления - сегодня включают ESG-критерии в свою оценку системы менеджмента организации. Для раскрытия информации по корпоративному управлению стоит изучить их Руководство по транспарентности.
6
Покажите цели наряду с историческими ESG-данными
Исторические данные не в полной мере отражают подходы организации к управлению ESG-рисками. Стратегия в этой области, имеющая конкретные цели и прогнозные показатели (для отслеживания результатов), позволит показать более широкую перспективу того, как компания последовательно и продуманно создает ценность для заинтересованных сторон и управляет своим влиянием в социальной и экологической сферах. Таким образом компания принимает на себя обязательства в области устойчивого развития и показывает, что готова к конструктивной работе. В дальнейшем она будет рассказывать как поставленные цели были достигнуты (или не были). Отчет о выполнении поставленных ранее задач и о достижении показателей является также основным способом для инвесторов и заинтересованных сторон оценить качество менеджмента в области устойчивого развития, и поэтому пользуется спросом.
Раскрытие ESG
7
Обеспечьте верификацию данных
Для инвесторов и кредиторов нехватка ESG-данных является главной проблемой. Но сразу за ней встает вопрос достоверности и корректности данных. В отличии от финансовой информации, которая почти всегда аудируется, нефинансовые данные редко проходят какую-либо независимую проверку и поэтому могут вызывать вопросы. Дело даже не в том, что компания может что-то скрывать, но она может, например, использовать методику расчётов, отличную от общепринятой, и из отчетности этого не будет видно. Верификация нефинансовой информации становится все более важным элементом корпоративной отчетности, поскольку дает возможность заинтересованным сторонам полагаться на предоставленные данные. Верификация может быть внутренней, может быть внешней (что желательно), или могут использоваться оба подхода одновременно.
8
Сделайте блоки данных для более удобного использования
Качественное раскрытие ESG-информации, в особенности с применением международных стандартов (таких как GRI), потребует включения в корпоративную отчетность довольно большого количества данных по различным показателям. Это те данные, с которыми будут работать аналитики, инвесторы, эксперты. Вы очень облегчите им жизнь, если не будете заставлять их искать цифры по тексту 200-страничного документа, а сделаете в конце приложение с таблицами данных, или даже дополнительный Excel-файл для скачивания. Для читателей ваших отчетов уменьшение количества цифр и таблиц по тексту также будет более комфортным, а вам позволит сосредоточиться на выделении главных сообщений и рассказе о вашей работе.
Раскрытие ESG
9
Убедитесь, что ESG-факторы интегрированы в бизнес-модель Компании
Работу в области управления социальным и экологическими рисками и возможностями нередко считают чем-то дополнительным по отношению к основной деятельности, и раскрывают так же в явно второстепенных отчетах и разделах сайта. Однако в этом случае сразу видно, что компания относится к ESG-практикам формально. Социальные, экологические и управленческие вопросы должны быть непосредственно интегрированы в систему оценки рисков и возможностей бизнеса и занимать устойчивое положение в бизнес-модели. При раскрытии информации это будет проявляться в виде появления данных вопросов почти по всему Годовому отчету, например, или на сайте компании: в ключевых показателях, в стратегии, в риск-менеджменте, в корпоративном управлении и т.д. За хорошим раскрытием информации всегда стоит уровень бизнес-практики.
10
Расскажите свою собственную историю
Различные стандарты и требования дадут вам только список показателей необходимых для раскрытия, но от вас зависит контекст, в который вы их поместите. Вы имеете гибкость в выборе структуры отчетов, можете выделять главные темы и идеи, рассказывать только о том, что считаете действительно важным и что хотите донести до заинтересованных сторон. Ваша Компания и ваша работа – уникальны, сфокусируйтесь на этом. Расскажите своими словами о том, что вы делаете в интересах клиентов, собственников, сотрудников и общества.
ESG-отчет – это не просто про раскрытие информации, это также создание образа Компании. Подумайте о том, как вы хотите, чтобы вас воспринимали.
Василий Калабин
Василий Калабин
Научный руководитель проектов Рейтингового агентства "QRA"
Раскрытие ESG
Телефон: + 7 727 344 12 12
projects@qra.com.kz

Научный руководитель проектов:
Калабин Василий
+ 7 777 677 84 41
kalabin@qra.com.kz
Made on
Tilda